Граждане Г. и Н. обратились в Экономический Суд СНГ с просьбой рассмотреть вопрос о выплате им в Российской Федерации ежемесячного материального вознаграждения за выдающиеся достижения в области науки и техники.
В своем обращении они сообщили, что переехали из Кыргызской Республики на постоянное место жительства в Российскую Федерацию. По достижении пенсионного возраста им была назначена пенсия в соответствии с законодательством государства нового места жительства, а в выплате дополнительного материального вознаграждения за выдающиеся достижения было отказано. При этом пенсионными органами не были учтены полученные гражданами в 1978 году почетные звания «Лауреат Государственной премии Киргизской ССР за выдающиеся достижения в области науки и техники». По мнению заявителей, такой подход противоречит требованиям Соглашения о гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.
ОТВЕТ
Гражданин Б. просил Экономический Суд СНГ дать толкование пункта 2 статьи 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года и рассмотреть вопрос о зачете периода службы в таможенных органах Республики Казахстан в выслугу лет для назначения пенсии в государстве нового места жительства.
Вопрос выплаты пенсии за особые заслуги либо дополнительного ежемесячного материального обеспечения за особые заслуги перед государством был предметом рассмотрения Экономического Суда СНГ.
В консультативном заключении от 3 февраля 2010 года № 01-1/3-09 Экономический Суд установил, что предусмотренное законодательством Российской Федерации дополнительное ежемесячное материальное обеспечение граждан за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией к видам пенсионного обеспечения не относится и под действие Соглашения от 13 марта 1992 года не подпадает.
В консультативном заключении от 3 февраля 2010 года № 01-1/3-09 Экономический Суд установил, что предусмотренное законодательством Российской Федерации дополнительное ежемесячное материальное обеспечение граждан за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией к видам пенсионного обеспечения не относится и под действие Соглашения от 13 марта 1992 года не подпадает.
Гражданин Б. просил Экономический Суд СНГ дать толкование пункта 2 статьи 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года и рассмотреть вопрос о зачете периода службы в таможенных органах Республики Казахстан в выслугу лет для назначения пенсии в государстве нового места жительства.
Гражданин Б. сообщил, что в Республике Казахстан таможенные органы и органы внутренних дел относятся к единым правоохранительным органам, периоды службы в этих органах суммируются для целей определения выслуги лет и назначения пенсий. Однако в государстве нового постоянного места жительства ему отказано в зачете в выслугу лет для назначения пенсии периода службы в таможенных органах Республики Казахстан на основании национального законодательства.
С заявлениями по рассмотрению споров в Экономический Суд СНГ вправе обращаться заинтересованные государства в лице их полномочных органов, а с запросами о толковании — высшие органы власти и управления, высшие судебные органы, разрешающие споры, государств — участников Соглашения о статусе Экономического Суда СНГ от 6 июля 1992 года, органы Содружества Независимых Государств. При этом запрос о толковании должен содержать точное изложение вопроса, по которому требуется толкование.
Физические лица не наделены правом обращения в Экономический Суд по спорам и с запросами о толковании.
Дополнительно заявителю разъяснено, что Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года устанавливает приоритет национального законодательства в области пенсионного обеспечения, в связи с чем пенсионное обеспечение граждан осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Вдова военнослужащего Республики Армения обратилась в Экономический Суд СНГ с просьбой объяснить, является ли правомерным и обоснованным отказ ФСБ Российской Федерации в назначении ей второй пенсии (по случаю потери кормильца), сославшись при этом на статью 11 Соглашения о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, согласно которой необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств — участников СНГ, принимаются на территории государств-участников без легализации.
Гражданка сообщила, что после переезда в Российскую Федерацию на постоянное место жительства обратилась в УФСБ по Ставропольскому краю за назначением второй пенсии (по случаю потери кормильца). Из Службы Национальной Безопасности Армении в ФСБ Российской Федерации были высланы документы, подтверждающие смерть военнослужащего при исполнении служебных обязанностей. Однако вдове было отказано в назначении пенсии по случаю потери кормильца в связи с отсутствием заключения Центральной военно-врачебной комиссии ФСБ Российской Федерации. В свою очередь, ЦВВК ФСБ Российской Федерации отказалась выдать соответствующее заключение, поскольку не правомочна определять причинно-следственную связь заболевания, приведшего к смерти военнослужащего другого государства.
ОТВЕТПризнание официальных документов в Содружестве Независимых Государств осуществляется в соответствии с двусторонними или многосторонними международно-правовыми актами и, в частности, Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 7 октября 2002 года.
Суд указал, что компетентные органы Российской Федерации, от которых зависит назначение пенсии по случаю потери кормильца, не ставят под сомнение подлинность полученных из Республики Армения медицинских документов о смерти военнослужащего, а требуют заключение о причинно-следственной связи между имевшимся у него заболеванием и смертью.
Решение вопроса о достаточности имеющихся в Российской Федерации документов для назначения заявителю второй пенсии по случаю потери кормильца, а также оценка законности и обоснованности действий государственных органов в компетенцию Экономического Суда СНГ не входят.
В своем обращении в Экономический Суд СНГ гражданин В. сообщил, что проходил службу в подразделениях МЧС Украины, в последующем — в подразделениях оперативно-спасательной службы, был уволен в запас и получил пенсию за выслугу лет. После переезда на постоянное место жительства в Российскую Федерацию возник вопрос о постановке на воинский учет и порядке выплаты пенсии, назначенной в соответствии с законодательством Украины. Отдел военного комиссариата проинформировал В., что после получения личного дела он будет поставлен на воинский учет как рядовой, а не как офицер, ибо отсутствует межгосударственное соглашение о взаимном признании воинских званий. В связи с изложенным заявитель просит Экономический Суд СНГ разъяснить:
- правовой статус гражданина В. применительно к Закону Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в частности, относится ли он к военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел или какой-либо иной категории;
- насколько правомерен отказ военного комиссариата в постановке В. на воинский учет, как офицера запаса;
- применима ли к возникшим отношениям аналогия права — Указ Президента Российской Федерации от 2 января 2015 года № 2 «О признании действительными воинских званий, документов об образовании граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе и состоявших на воинском учете на территориях Республики Крым и г.Севастополя, и документов о прохождении ими военной службы».
Толкование применения законодательных актов Российской Федерации, определяющих статус военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и иных правоохранительных органов, а также устанавливающих порядок постановки на воинский учет офицеров запаса, в компетенцию Экономического Суда СНГ не входит.
Пенсионное обеспечение военнослужащих государств — участников Содружества Независимых Государств осуществляется в соответствии с Соглашением о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств — участников СНГ от 15 мая 1992 года, а сотрудников органов внутренних дел — Соглашением о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств — участников Содружества Независимых Государств от 24 декабря 1993 года.
Настоящие соглашения устанавливают, что пенсионное обеспечение указанных лиц осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств, на территории которых они постоянно проживают.
Специальный межгосударственный договор, регулирующий вопросы пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в подразделениях министерств по чрезвычайным ситуациям, государствами — участниками Содружества Независимых Государств не заключен.
С судебными актами о толковании соглашений и других актов Содружества, регулирующих вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих и других категорий граждан государств — участников СНГ, можно ознакомиться на сайте Экономического Суда СНГ: www.sudsng.org в разделе «Судебные акты».